В Ижевске почтили память жертв политических репрессий

В Ижевске почтили память жертв политических репрессий 01.11.2009

В Ижевске почтили память жертв политических репрессий

30 октября в Ижевске состоялся траурный митинг в память «О реабилитации жертв политических репрессий».

В этот день в столице Удмуртии на Северном кладбище у памятного знака «Скорбь» собралось много народу. К памятнику репрессированным были возложены венки и цветы от Администрации Ижевска и районов, от пострадавших и детей политзаключенных. Участники почтили память жертв политических репрессий. Многие из них вспомнили жизнь своих родных, нелегкие годы ссылки, причины и последствия, которые пришлось пережить в эти годы, полностью перевернувшие их судьбы.

На протяжении десятилетия российское государство пыталось решить роблемы, связанные с несовершенствами законодательства РФ по реабилитации. В 2000 г. появилось законное основание отнести к реабилитированным гражданам не только лиц, которые, будучи детьми, находились вместе с родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении, но и тех, кто остался без попечения репрессированных родителей и был лишен естественного права на опеку и попечение родителей, т.е. насильственно превращенных в сирот, лишенных жилья, помещенных в спецприемники и детдома, под надзор и контроль местных органов НКВД ограниченных в правах, свободах.

В результате своеобразного законодательного переворота, совершившегося в РФ в 2000 г. в области реабилитации жертв советского террора, а также применения положений международного права к советско-российскому правовому полю, меняется, расширяется восприятие сущности репрессий в отношении детей, подростков, молодежи. До сих пор в РФ не ликвидировано неравенство в реабилитации различных категорий несовершеннолетних жертв репрессий. Так, в реабилитации статус детей, родители которых были раскулачены, но никуда с места постоянного проживания не высылались, законодательно не определено. Нет реальных оснований для реабилитации лиц, которые стали жертвами правящего режима в период т.н. "красного террора" (годы гражданской войны).

На митинге собравшиеся понимали друг друга с полуслова и рады были тому вниманию, которое им оказали в этот день. Сулименко Вера Никитична, одна из жертв политических репрессий: «Я сама родом из Украины, каждый год прихожу 30 октября к памятнику «Скорбь». Муж мой, зять (отец мужа), я сама все были жертвами политических репрессий. Тяжелое время тогда было, не то, что сейчас. Словечко лишнее скажи и все, за малейший промах могли репрессировать. Сейчас, кто остался жив все вместе собираемся, у нас есть свой комитет. Вспоминаем прошлое, поддерживаем друг друга и конечно чтим память».

Для многих сегодняшних потомков 1937 год – уже давняя история, ставшая к тому же в силу огромного числа жертв обезличенной статистикой. Между тем это были люди с детьми, женами и матерями, что стояли в тюремных очередях и вычисляли судьбу родного человека лишь по одному признаку: приняли или не приняли у них передачу. Наша страна в 1937-1938 годах, если пользоваться словами Владимира Высоцкого, состояла либо из «невинно павших», либо из «невинно севших». Поэтому «дни политзаключенных» помнят уже 70 лет…